России, США и других стран мира
новости, события, проблемы, угрозы, концепции, стратегии
Эмбарго есть, эффекта нет

Эмбарго есть, эффекта нет

Международные запреты на поставку оружия эффективны только на четверть. Применение оружейного эмбарго ООН как средства предотвращения глобальной угрозы крайне неэффективно - к такому выводу приходят авторы исследования, проведенного Стокгольмским международным институтом изучения проблем мира. Специалисты изучали, как влияет на ситуацию ограничение или запрет на поставки оружия в нестабильные страны. Выяснилось, что эти меры можно признать успешными только в 25% случаев. Этот показатель увеличивается до 47%, если одновременно с введением санкций в регион направляются миротворческие силы ООН. С 1990 по 2006 год обязательное для всех стран ООН эмбарго вводилось в разных регионах планеты 27 раз. До сих пор действуют запреты на поставки оружия в Либерию, Кот-д'Ивуар, а также на торговлю оружием с повстанцами Сомали, Судана, Ливана, Сьерра-Леоне, Демократической Республики Конго, Руанды. Остается в силе эмбарго на продажу оружия движению "Талибан", международной террористической сети "Аль-Каида", правительствам Ирана и Северной Кореи. Был введен, но впоследствии снят запрет за торговлю оружием с Ираком, Эритреей и Эфиопией, Родезией, Югославией, Ливией, Анголой.

"Ни в одном из 27 случаев введения эмбарго поставки оружия в страны не удалось полностью остановить, - заявил один из авторов исследования, Симон Веземан. - Прорехи всегда будут. Означает ли это, что эмбарго бесполезно?

Нет, не означает".

По мнению авторов исследования, санкции должны быть прицельными и умными, только в этом случае может возрасти их эффективность. Авторы рекомендуют наблюдателям ООН перед принятием решения проанализировать уже имеющийся в странах запас оружия, наличие собственных производств, доступ к черному рынку. Исследование показывает, что санкции против Югославии, введенные в 1991 году, были малоэффективны, так как в стране функционировали собственные заводы по производству оружия, что позволяло не только насыщать внутренний рынок, но и продавать оружие в другие страны, торговля с которыми была запрещена Советом Безопасности ООН.

Санкции, введенные против Ирака в 1990-м и частично снятые в 2004 году, наоборот, признаны эффективными. При активном участии США удалось почти полностью прекратить поставки нелегального оружия в страну, что привело к значительному ослаблению иракской армии.

Проблема эффективности эмбарго напрямую связана и с проблемой политической ангажированности. Международные правозащитные организации указывают на то, что санкции нередко используются как инструмент влияния. В докладе "Международной амнистии", опубликованном в 2006 году, говорится: "Решения о наложении или, что еще важнее, о неналожении эмбарго на поставку вооружений в значительной степени обусловлены политическими соображениями.

Вопрос о запрете на поставку вооружений конкретному режиму или вооруженной группировке зачастую не удается вынести на обсуждение, поскольку такой запрет противоречит коммерческим, политическим или другим стратегическим интересам одного из членов СБ ООН". К этому выводу присоединяется и Симон Веземан. По его словам, легче добиться введения санкций против Либерии, у которой нет могущественных покровителей, чем против Судана или Мьянмы, поддержку которым оказывают некоторые постоянные члены Совбеза. Симон Веземан считает, что введение санкций против Ирана может быть достаточно эффективным: "Эмбарго имеет мощное символическое значение. Его введение говорит, что ситуация в стране очень плоха. Иранское правительство очень чувствительно к подобного рода давлению".

Права на данный материал принадлежат Газета.ru
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2025, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна