Военные США не могут предложить системы защиты самолетов от ракет
Американские аналитики расписались в бессилии военных создать надежную систему защиты гражданских самолетов от ракет. Все разработанные системы оказались дороги и неэффективны.
Катастрофа малайзийского лайнера, сбитого в небе над Донецком, со всей остротой подняла проблему защиты гражданских воздушных судов от ракет «земля-воздух». Поиск технических решений, способных уберечь пассажирские воздушные суда от ракетных атак, обрел актуальность для военных экспертов, экономистов и авиационных властей. Озаботились этой проблемой и американские власти.
Исследовательская служба конгресса США опубликовала краткий анализ оборонительных систем защиты самолетов, разработкой которых американские военные занимались последнее десятилетие.
Вывод этой записки однозначен: все существующие системы непомерно дороги, непрактичны или неэффективны.
По данным Госдепартамента США, с 1970-х годов в мире более 40 гражданских самолетов были атакованы при помощи переносных зенитно-ракетных комплексов. При этом 25 самолетов были сбиты, погибли более 600 человек. Большинство атак было совершено на небольшие низколетящие самолеты в районе вооруженных конфликтов.
Хотя в этой печальной статистике присутствуют и крупные пассажирские самолеты.
Так, 6 апреля 1994 года на подлете к Кигали был сбит из ПЗРК самолет Dassault Falcon 50, на котором летели президент Руанды и глава Бурунди, все находившиеся на борту погибли. 10 октября 1998 года повстанцами в Конго был сбит Boeing 727, а 28 ноября 2002 года террористы обстреляли израильский чартерный самолет: это был первый случай обстрела гражданского судна вне зоны боевых действий.
В 2003 году конгресс США приказал министерству внутренней безопасности США разработать противоракетные системы для гражданских самолетов, и в 2008 году управление гражданской авиации (FAA) сертифицировало два прототипа лазерной защитной системы DIRCM, на разработку которой были потрачены сотни миллионов долларов.
Принцип этих систем был прост: лазерный луч, пущенный с самолета, ослеплял инфракрасный датчик ракеты, который наводил ее на тепловое излучение двигателя самолета.
Из-за большой стоимости (по оценкам, оснащение ими гражданских самолетов обошлось бы в $2 млрд ежегодно) от этих систем пришлось отказаться, разработкой аналогичных систем занимался и Израиль. Однако главной проблемой лазера оказалась не его стоимость, а неспособность сбивать ракеты, наводящиеся по сигналу с наземного облучающего радара, а именно к таким относится комплекс «Бук», которым предположительно был сбит Boeing 777 в небе Донбасса.
Усилия американских военных не были направлены на защиту самолетов от таких ракет, поскольку считалось, что у всякого рода повстанцев и террористов просто не может быть таких комплексов.
История знает лишь два случая применения таких ракет по гражданским судам, при этом отличились в этом сами США и Украина. Так, 3 июля 1988 года ракетой, запущенной в Персидском заливе с американского крейсера Vincennes, был сбит иранский гражданский самолет Airbus A300 (и американские аналитики сами приводят этот факт), второй случай — подрыв украинской зенитной ракетой С-200 российского лайнера Ту-154, летевшего над Черным морем 4 октября 2001 года.
В других случаях гражданские суда, подобно корейскому рейсу 007, сбитому советскими военными в 1983 году, были атакованы ракетами «воздух-воздух».
Как и сложные наземные комплексы, многие из таких ракет наводятся по радару и потому не могут быть ослеплены лазером.
Другим средством, которое рассматривается в аналитической записке, являются особые маневры уклонения, совершаемые самолетами вблизи аэродромов, ведь именно там лайнеры наиболее уязвимы для ПЗРК. Однако подобные маневры не гарантируют безопасности. Так, 22 ноября 2003 года грузовой самолет DHL, резко взмывший над аэропортом Багдада, был атакован ПЗРК, однако смог совершить аварийную посадку. Определенную защиту садящихся и взлетающих бортов могут обеспечить системы, аналогичные израильскому «Железному куполу» — тактической системе ПРО, предназначенной для защиты от неуправляемых ракет. Кроме того, упомянутые лазерные системы можно монтировать на самолетах, постоянно летающих вблизи аэродромов.
Однако испытания показали, что подобные системы малоэффективны против ПЗРК, запускаемых вблизи аэродромов, говорится в докладе.
Поэтому эксперты сходятся во мнении, что лучшей защитой от ракетных атак служат контроль экспорта вооружений, охрана складов и уничтожение ракетных комплексов там, где велик риск их попадания в руки террористов. Так, с 2003 года американским властям удалось уничтожить более 32 тыс. таких ракет более чем в 30 странах мира.
И наконец, главным залогом безопасности является запрет на полеты гражданских судов над проблемными территориями. Поэтому в настоящее время американские авиавласти запретили национальным перевозчикам полеты над территорией Ливии, Ирака, Сомали, Эфиопии и Украины. Сирия и Афганистан названы зонами риска, хотя запрет на полеты над этими странами и не распространяется.
Павел Котляр
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.