В ответ на западные санкции Россия грозит отключить станции GPS
Вице-премьер Дмитрий Рогозин озвучил ответные меры, которые Россия может принять в связи с санкциями со стороны Запада. В частности, РФ может прекратить работу на своей территории наземных станций навигационной системы GPS, что, по словам чиновника, не скажется на качестве обслуживания рядовых потребителей. Однако, как отмечают опрошенные «НИ» эксперты, в случае если в ответ на это США вообще отключат Россию от системы GPS, это может больно ударить по различным отраслям российской экономики: автотранспортной, авиационной, инженерно-технической. Если для рядовых автовладельцев достаточно точности определения местоположения с помощью отечественной спутниковой системы ГЛОНАСС, то компании, которые используют GPS для автоматизации логистики своих пассажирских и грузоперевозок, потерпят существенные убытки из-за снижения точности позиционирования. А в авиации GPS – это вообще вопрос безопасности полетов.
Формальным поводом для «наезда» Дмитрия Рогозина на американскую навигационную систему стало то, что США в конце прошлого года приостановили решение вопроса о размещении на территории США станций системы дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС. При этом в десяти субъектах РФ станции передачи сигнала GPS работают. «Поскольку у нас в последние месяцы не было никакого продвижения по аналогичному размещению системы ГЛОНАСС, то для разрешения этого вопроса времени остается до 31 мая. С 1 июня мы приостанавливаем работу этих станций на территории Российской Федерации», – заявил вице-премьер.
Напомним, в ноябре прошлого года газета The New York Times со ссылкой на источники в Госдепартаменте и Белом доме сообщила, что американские спецслужбы и Пентагон возражают против планов Госдепа выдать Роскосмосу разрешение на строительство на территории США нескольких станций ГЛОНАСС. ЦРУ и Минобороны якобы опасаются, что в случае размещения станций Россия получит плацдарм на американской территории, что позволит увеличить точность российских управляемых ракет.
В итоге переговоры зашли в тупик, что, по мнению экспертов, объясняется не столько соображениями национальной безопасности, сколько борьбой за многомиллиардный рынок навигационных услуг, где Россия и США выступают конкурентами. Обострение отношений с Западом в связи с украинскими событиями заставило Россию искать ответные меры, которые могут оказаться, мягко говоря, не совсем удачными. Вместе с тем вице-премьер сообщил, что для нового раунда переговоров сформирована рабочая группа, которая состоит из представителей Роскосмоса, РАН и МИДа. «Мы приступаем к переговорам», – сказал Рогозин, добавив, что на все отведено три месяца. Работа американских станций (которых на территории России насчитывается 11) будет прекращена окончательно 1 сентября, если переговоры по размещению станций ГЛОНАСС в США не будут завершены.
Стоит сказать, что против рогозинской инициативы уже выступил глава Минпромторга Денис Мантуров. «Это можно сделать технически, но зачем это делать? Глобальная система позиционирования – это пользователям выгодно, и российским в том числе. Система GPS позволяет дублировать работу спутников ГЛОНАСС. Это возможность дублировать спутник. Вдруг какой спутник не сработает – сработает GPS», – сказал министр.
Между тем в ответ на действия России по ограничению работы GPS США вполне могут не только запретить строительство российских наземных станций у себя, но и вовсе отключить нашу страну от своих спутников. Приостановка работы в РФ наземных станций GPS не отразится на частных пользователях смартфонов со встроенными навигаторами, уверяют сотовые операторы и производители оборудования. Однако ситуация может измениться не в лучшую сторону, если США полностью отключат GPS для россиян. У американцев существует техническая возможность для отключения GPS в том или ином регионе, хотя официально США это никогда не признавали. Тем не менее они показывали такую возможность во время вооруженных конфликтов в Югославии, Ираке, Афганистане путем внесения алгоритма помех в работу навигационных датчиков, в итоге точность определения координат смещалась на сотни метров.
«В случае полного запрета GPS это весьма сильно ударит по различным отраслям России: автотранспортной, авиационной, инженерно-технической. Проблемы простых автовладельцев не сравнятся со сложностями тех компаний и организаций, которые используют GPS для автоматизации логистики своих пассажироперевозок и грузоперевозок. При построении и коррекции маршрутов следования крайне важна высокая точность позиционирования», – сказал «НИ первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский.
«Возможная приостановка работы американских станций по передаче сигнала GPS не должна заметно отразиться на российских автомобилистах и рядовых пользователях, поскольку суперточность приемника-передатчика необходима только в строительной индустрии, геодезии и картографии. Если говорить о переносных навигационных устройствах, коммуникаторах и прочих гаджетах, то уже сейчас 90% из них способны определять местоположение с помощью сетей 3G, что полностью компенсирует погрешность, риск возникновения которой возможен при остановке работы корректировочных станций», – сказал «НИ» первый вице-президент группы компаний «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов.
Однако для различных отраслей хозяйства, где необходима высокая точность определения координат, убытки могут исчисляться миллионами. Более того, отключение спутников GPS может повлиять на безопасность полетов. «Отключить наземные станции GPS – это все равно, что действовать по принципу: отморожу уши назло бабушке, поскольку, например, хотя в гражданской авиации РФ GPS является лишь вспомогательной системой, тем не менее она используется летчиками и для повышения точности координат, например при заходе на посадку», – сказал «НИ» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
«Снизится точность самолетовождения самолетов (уклонения в сторону от заданных маршрутов). Одной из причин катастрофы в Казани было то, что отсутствовала коррекция навигационной системы по GPS. Самолет вышел на посадочную прямую с большим уклонением, оказались в непосадочном положении, и пилоты вынуждены были уходить на второй круг. Многие наземные навигационные средства (трассовые привода, ВОР-ДМЕ) постепенно выводятся из эксплуатации в расчете на более широкое использование спутниковых систем», – сказал «НИ» помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Ободков.
Сергей Путилов
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
• GPS • Афганистан • ГЛОНАСС • Ирак • Мантуров Денис • Минпромторг • Рогозин Дмитрий • Роскосмос • Россия • США • Украина • Югославия •