Защита, адекватная угрозам, – залог устойчивого развития государства
Нарастание и расширение сферы действия угроз и вызовов национальной безопасности Российской Федерации требуют адекватного усиления защиты ее национальных интересов и активизации мирного развития страны, независимо от политического строя и форм собственности, под жестким контролем и непосредственным управлением государства при персональной ответственности руководителей органов государственной власти всех уровней.
Наука о государстве, оперативно-стратегический и исторический анализ международной и внутренней обстановки в стране настоятельно требуют от нас применить в полной мере системный подход к защите национальных интересов Российской Федерации от отрицательного воздействия на ее развитие различных угроз и вызовов.
Давно пора не на словах, а на деле прекратить имитацию бурной аппаратной деятельности чиновников, прозаседавшихся в бесчисленном количестве различных нештатных совещательных органов, особенно в верхних эшелонах власти. Необходимо незамедлительно приступить к организационному и техническому формированию под непосредственным руководством и оперативным управлением Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями, органами, военными и специальными силами Российской Федерации централизованной всероссийской иерархической, комплексной и целостной триединой системы обеспечения национальной безопасности государства и обороны страны.
Основу этой системы должны составлять содержащиеся в постоянной готовности, непрерывно и активно действующие силы и средства, предназначенные для обеспечения государственной, общественной, военной безопасности и обороны страны.
Некоторые предложения из этой области публиковались на страницах газеты «ВПК» (№№ 42, 48, 2013 и № 2, 2014). Судя по комментариям, тема вызвала большой интерес специалистов, но вместе с тем породила и споры. Поэтому возникла необходимость изложить краткое обоснование данных предложений.
На подступах к постиндустриальному обществу
Известно, что законы общества в отличие от законов природы формируются и реализуются посредством сознательной деятельности людей. Учеными Академии военных наук Российской Федерации и другими специалистами, изучающими проблемы безопасности, обороны и правопорядка, постоянно ведутся научные исследования той части сознательной деятельности, которая проявляется в виде различных угроз и вызовов национальным интересам России в сфере обеспечения государственной, общественной, военной безопасности Российской Федерации и обороны страны.
Оперативно-стратегический и исторический анализ таких угроз и вызовов, а также последствий их реализации на территории бывшего социалистического лагеря за последние 20–25 лет показал, что с каждым годом они приобретают все более выраженный комплексный, системный, всеохватывающий характер. Тщательно маскируясь под оказание нам всесторонней помощи в скорейшем преодолении так называемых пережитков социализма, эти угрозы и вызовы оказывают мощное, согласованное по всем направлениям отрицательное воздействие одновременно на все стороны жизни и деятельности Российской Федерации, бывших советских республик, стран СНГ и наших союзников.
В последнее время реализация этих угроз и вызовов осуществляется скрытно, коварно, изощренно и массированно в форме крупномасштабных стратегических совместных специальных и военных операций (кампаний), включающих в себя систематические террористические и даже военные действия. По существу они служат в качестве отвлекающих маневров от направлений главного удара по основным компонентам системы национальной безопасности – идеологии, теоретическим основам, политике, экономике государства, органам государственного и военного управления, средствам массовой информации и культуры, узловым объектам коммуникаций и инфраструктуры государства, иным составляющим общественно-экономической формации Российской Федерации и других стран бывшего социалистического лагеря.
Для эффективного противодействия таким угрозам и вызовам, очевидно, всем силовым структурам нашего государства, отвечающим за обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, необходимо сосредоточить свое внимание на организации адекватных совместных стратегических действий, согласованных по целям, задачам, направлениям, месту, времени и привлекаемым силам. Действий, проводимых под единым командованием по единому замыслу и плану в форме соответствующих встречных, ответно-встречных и других крупномасштабных стратегических совместных специальных и военных операций, контропераций или кампаний.
Такие совместные стратегические действия невозможны без организационного и технического формирования централизованной всероссийской иерархической, комплексной и целостной триединой системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Системы под непосредственным руководством и оперативно-стратегическим управлением Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями, органами, военными и специальными силами, предназначенными для обеспечения государственной, общественной, военной безопасности Российской Федерации и обороны страны. Эти структуры должны действовать от имени государства непрерывно и постоянно во всех сферах жизни общества в интересах строгого соблюдения установленных законов и правопорядка.
Создание такой государственной триединой системы в так называемых рыночных условиях жизни современной России особенно актуально. Она необходима для того, чтобы от общества потребления и торговли чужими товарами и невосполнимыми ресурсами страны под контролем различного рода «смотрящих», лоббирующих и «крышующих» перейти наконец к построению полноценного постиндустриального общества. Общества, производящего и торгующего своими товарами в условиях свободного рынка под контролем создаваемой государственной триединой системы обеспечения национальной безопасности, работающей бескорыстно в интересах всего народа Российской Федерации и народов СНГ.
Наши современные министерства, ведомства и агентства сбросили с себя все основные функции, присущие во все времена и во всех странах органам государственной власти и управления, все без исключения звенья предлагаемой триединой системы. Делается это под прикрытием демагогии о верховенстве рыночных принципов безответственного, аппаратного и лишь методического курирования над принципами ответственного государственного управления. Необходимо вспомнить о принципах демократического централизма, единоначалия и персональной ответственности должностных лиц за выполнение задач и функций, возложенных как на них лично, так и на возглавляемые (или, как позиционируют себя сейчас многие современные руководители высшего звена, курируемые) ими органы, силы и войска.
Учитывая, что основой этой системы является подсистема управления, состоящая, как известно, из органов, средств и пунктов управления, предлагается в ближайшие пять лет первоочередное внимание уделить организационному развитию именно этой подсистемы. При этом начинать необходимо с формирования верховного, надведомственного и головных, межведомственных органов оперативного (оперативно-стратегического и оперативно-тактического) управления в тех звеньях триединой системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, где сегодня такие органы отсутствуют.
Имитация бурной деятельности
Анализ показывает, что наиболее слабые в этом отношении звенья сегодня находятся на самом верхнем уровне государственного оперативного управления.
Штатные оперативные органы управления, отвечающие за решение всего комплекса задач обеспечения национальной безопасности, в настоящее время вообще отсутствуют как на государственном, надведомственном и межведомственном уровнях, так и в некоторых ведомствах, отвечающих за обеспечение государственной, общественной и даже военной безопасности.
Вместо этого продолжается порочная практика создания многочисленных нештатных совещательных органов в виде различных советов, комитетов и комиссий под каждую из задач и обслуживающих их бюрократических аппаратов в составе соответствующих видовых министерств и ведомств. Как показывает опыт, эти бюрократические аппараты формируются из сотрудников с минимальным запасом и даже с полным отсутствием системных оперативных знаний, навыков, опыта управления крупномасштабными совместными стратегическими специальными и военными действиями и специальной оперативной подготовки. Эти специалисты отвечают за объем и скорость документооборота, а не за непрерывное дежурство, организацию совместных действий и оперативное управление крупномасштабными стратегическими операциями. Яркими представителями таких органов являются, например, Национальный антитеррористический комитет, Национальный антинаркотический комитет, Комиссия по борьбе с экстремизмом и другие национальные по названию, но сугубо ведомственные, видовые курирующие органы. Это свойственно даже Военно-промышленной комиссии при правительстве и Совету безопасности Российской Федерации с их аппаратами и нештатными научными советами и рабочими группами.
Не первый год каждый раз после проявления (реализации) очередной угрозы национальным интересам Российской Федерации объявляется, что при руководителях соответствующих видовых органов исполнительной власти создается очередной нештатный, якобы межведомственный совещательный орган с соответствующим названием (типа Анти… комитета, Комиссии по борьбе с …, Военно-… комиссии, Совета, Совещания, Группы или даже Штаба, но тоже нештатного). Формируется он, как правило, из одних и тех же должностных лиц государства. По сути мы не только постоянно опаздываем с оказанием эффективного противодействия каждой новой угрозе, но и не создаем реального механизма надежной защиты национальных интересов Российской Федерации от всей совокупности системы возможных угроз, направленных против создания у нас и развития настоящего народно-демократического, а не буржуазного государства с уголовными элементами.
Мы лишь имитируем бурную деятельность и необоснованно раздуваем в каждом из соответствующих министерств и ведомств бюрократический аппарат. Он обслуживает эти нештатные, хотя и межведомственные по названию органы, которые по сути своей являются лишь совещательными, административно-политическими органами курирования или в лучшем случае координации, а вовсе не оперативными органами управления.
Наука о государстве доказывает, а анализ оперативной обстановки подтверждает, что во всех государственных органах современной России давно назрела необходимость вновь перейти от квазирыночных, якобы демократических, безответственных аппаратных, административных методов курирования и координации к ответственным штабным оперативным методам управления разновидовыми и разноведомственными силами, органами и средствами, предназначенными для защиты национальных интересов Российской Федерации от отрицательного влияния и воздействия на развитие государства, общества и личности всей системы угроз и вызовов национальным интересам Российской Федерации.
Критерием качества работы любого бюрократического аппарата является документооборот, а показателями эффективности работы – объем и скорость документооборота. При этом высокий документооборот вовсе не является гарантией эффективного выполнения оперативных задач. В критические моменты совместных военных и специальных операций бюрократы могут даже превращаться в реальную помеху для оперативных сотрудников.
Критерием же качества работы оперативного командования или штаба и оперативных сотрудников как раз и является выполнение оперативной задачи управляемыми силами, органами и лично по обеспечению национальной безопасности государства, а основным показателем эффективности работы – степень защиты государства, общества и личности от отрицательного воздействия на них всей системы угроз и вызовов национальным интересам государства.
Теория, история и мировая практика государственного строительства показывают, что чем больше свободы государство предоставляет своему народу, предприятиям и организациям различной формы собственности в их деятельности по развитию предпринимательства, частного бизнеса и по изменению тем самым уровня общественно-экономической, политической, культурной и вообще всей жизни общества, тем более жесткой, дееспособной, неподкупной и всеохватывающей должна быть у такого государства система обеспечения защиты этой деятельности от отрицательного влияния и воздействия всевозможных внешних и внутренних угроз и вызовов национальным интересам государства, общества и каждой отдельной личности.
Отменить коллективную безответственность
В соответствии с вышеизложенным предлагается в первую очередь укрепить самое слабое звено в формируемой триединой системе обеспечения национальной безопасности государства. Необходимо создать штатный верховный орган оперативного управления под непосредственным руководством Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями, органами, военными и специальными силами, предназначенными для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Этот верховный орган оперативного управления должен отвечать за организацию, стратегическое планирование и контроль процессов строительства, развития, повседневной оперативно-служебной деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов, военных и специальных сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, заблаговременное и непосредственное планирование и управление совместными действиями войск, сил, средств и органов в стратегических совместных специальных и военных операциях и оперативных мероприятиях, а также за оперативную подготовку руководящего состава и слаживание работы органов управления в типовых ситуациях.
Формирование этого верховного органа оперативного управления и соответствующую реорганизацию существующей «рыночной» системы государственного управления, а точнее, курирования предлагается проводить в процессе общего сокращения штатов за счет резкого снижения количества и численности безответственных и коррумпированных аппаратных звеньев, осуществляющих лишь координационные и обеспечивающие функции на всех уровнях руководства, рационального перераспределения штатной численности и личного состава специалистов в области организации и управления оперативным применением сил и средств по всем направлениям деятельности в сфере обеспечения государственной, общественной, военной безопасности Российской Федерации и обороны страны.
Аналогичные преобразования надо произвести и в правительстве Российской Федерации. Имеется в виду создание при председателе правительства Российской Федерации специального федерального органа исполнительной власти для административного руководства (или административно-хозяйственного управления реализацией процессов) процессами строительства и развития триединой системы организаций, обеспечивающих государственную, общественную, военную безопасность Российской Федерации и оборону страны (например Минстройразвития СОБ России).
Естественно, одной из основных функций предлагаемого надведомственного правительственного органа государственного руководства должна быть функция анализа угроз национальным интересам России в военно-технологической сфере, стратегического планирования и управления (а не безответственного курирования) не только военного строительства и развития оборонно-промышленного комплекса России, но и развития целиком всей триединой системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере государственной, общественной, военной безопасности России и обороны страны. При этом Военно-промышленная комиссия сможет действовать, как и раньше, в нештатном режиме в качестве совещательного органа, заседающего раз в квартал или даже реже. Соответствующие надведомственные пары органов оперативного и административно-хозяйственного управления предлагается создать и в федеральных округах, что будет способствовать дальнейшему укреплению государственности и вертикали власти.
Преимущество предлагаемой системы управления состоит в том, что в ходе выполнения различных задач по обеспечению безопасности государства, включая актуальную сегодня борьбу с терроризмом, наркобизнесом, коррупцией и нездоровым протекционизмом в органах власти, эту систему не придется перестраивать в зависимости от изменения условий обстановки. Понадобится лишь необходимое по обстановке усиление оперативного ядра (состава) указанных органов управления за счет внутренних резервов без коренного изменения алгоритмов их работы. Последние отлаживаются в ходе постоянного дежурства и повседневной деятельности по стратегическому анализу, планированию и государственному управлению триединой системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Управляемая сегодня со сбоями с помощью различных нештатных советов, межведомственных комиссий, комитетов и рабочих групп на принципах «коллективной безответственности» совокупность организаций, предназначенных для обеспечения военной, государственной и общественной безопасности государства, под ответственным государственным руководством всего двух предлагаемых штатных надведомственных органов управления превратится в конечном итоге в эффективную централизованную государственную единую систему обеспечения строительства и развития настоящего народно-демократического строя в России в условиях национальной безопасности Российской Федерации.
Федор Сергеев
Опубликовано в выпуске № 5 (523) за 12 февраля 2014 года
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.