Мировых производителей не остановят этические соображения насчет поставок оружия на континент, переживающий гуманитарный кризис
Самый бедный континент мира – Африка – стал объектом жесткой конкуренции западных оборонно-промышленных компаний. По прогнозам еженедельника «Дифенс ньюс» (Defense News), до 2022 года расходы на приобретение вооружений здесь превысят 20 миллиардов долларов, что сравнимо с объемом оружейного рынка более богатой Юго-Восточной Азии. Аналитики британской компании «Фрост энд Салливэн» (Frost & Sullivan) оценивают оборонные расходы Среднего Востока и Африки к 2021 году в 45,49 миллиарда долларов.
Как следует из доклада Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ), импорт африканских стран в 2003–2012 годах вырос на 104 процента. Если в 2003–2007-м их доля составляла лишь пять процентов в общем объеме мирового оружейного оборота, то в 2008–2012 годах этот показатель превысил девять процентов, то есть практически удвоился.
Алжир, Марокко и ЮАР были крупнейшими потребителями ПВН в Африке в 2008–2012 годах. Один Алжир нарастил импорт с 2003-го на 277 процентов и сразу поднялся в списке крупнейших мировых покупателей оружия с 22-го на 6-е место. Военные поставки в Марокко за то же время увеличились еще больше – на целых 1460 процентов. В мировом рейтинге страна взлетела с 69-го на 12-е место. На фоне двух государств Магриба ЮАР выглядит скромно, уменьшив в 2008–2012 годах свою активность на 40 процентов по сравнению с предыдущей пятилеткой. Объясняется это тем, что страна в целом завершила модернизацию своих вооруженных сил. Но при этом примерно 24 процента импорта ПВН в страны южнее Сахары в 2008–2012-м пришлось на ЮАР. Вслед за ней идут Уганда и Судан, закупившие 15 и 12 процентов соответственно.
Прогнозируемое продолжение роста африканского рынка вооружений в предстоящие десять лет аналитики объясняют тремя основными факторами.
Первый – распространение с Ближнего Востока терроризма и ислама радикального толка, активизация местных повстанческих группировок (Мали, Центрально-Африканская Республика, Кения), морское пиратство. Для борьбы с ними правительства вынуждены раскошеливаться все больше на военную технику.
Второй – необходимость защиты недавно открытых на суше и шельфе Африки углеводородных ресурсов. Особенно это актуально для трех государств. Это Мозамбик, который наряду с соседней Танзанией является центром промышленной активности по добыче газа, Уганда и Кения, где не столь давно найдены нефтегазовые ресурсы.
Третий – военные бюджеты США и стран НАТО значительно сокращаются, и западные производители активно ищут новые рынки сбыта.
«Дифенс ньюс» цитирует прогнозы исследователей: «Спрос на военную технику в Африке будет расти, поскольку правительства усиливают антитеррористические меры и противодействие исламским радикальным группировкам».
Со своей стороны журнал «Оксфорд аналитика» отмечает, что усиление армий наблюдается в большинстве государств Африки южнее Сахары, несмотря на их бедность. В первую очередь милитаризация обусловлена ростом числа финансируемых Западом миротворческих операций, в которых задействованы региональные вооруженные силы. Наиболее характерно это в отношении Уганды, Эфиопии, Кении и Нигерии. «Очевидно, что с 2001 года африканским армиям оказывалась поддержка на таком уровне, какой они не имели со времен холодной войны», – считает «Оксфорд аналитика». При этом издание отмечает неоднозначные последствия такой поддержки.
Аналогичную мысль высказывает полковник Джозеф Сибэнда, отставной офицер армии Зимбабве, а теперь эксперт в вопросах обороны. Серьезное усиление африканских армий началось с 2001 года, и процесс связан прежде всего с региональной контртеррористической деятельностью, особенно в богатом нефтью и газом средиземноморском поясе и на Африканском Роге, где были очень активны «Аль-Каида» и ее ячейки. По мнению Сибэнда, повышение обороноспособности и контртеррористических возможностей потребует приобретения патрульных кораблей, морских патрульных самолетов и, возможно, беспилотных летательных аппаратов (БЛА).
Подписанные в течение последнего года соглашения и оборонные контракты подтверждают прогнозы экспертов. Например, недавно Мозамбик объявил о заключении 200-миллионной (в долларах) сделки с французской верфью CMN. Согласно контракту французы должны построить не только 24 рыболовецких траулера, но и три патрульных и три быстроходных судна-перехватчика.
К северу от Сахары
В июне 2012 года Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности Минобороны США (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) уведомило конгресс о возможной поставке Марокко 200 танков M1A1 SA «Абрамс», а также вспомогательного оборудования, средств логистического обеспечения, обучения и сопутствующих компонентов. Все это в рамках американской программы экспорта военной техники FMS (US Foreign Military Sales Program). Общая сумма сделки составит 1,015 миллиарда долларов. Как отмечают эксперты, ее реализация позволит модернизировать танковый парк Марокко, повысить его возможности для соответствия современным и перспективным угрозам, улучшить взаимодействие с армиями США и их союзников. Кроме того, эта страна недавно обратилась к «Боингу» (Boeing) с запросом о приобретении трех военно-транспортных вертолетов CH-47D «Чинук» (Chinook) для увеличения имеющегося парка до шести единиц.
Мировые лидеры – «Боинг», «Эрбас милитари» (Airbus Military) и холдинг «Вертолеты России» ожидают рост спроса в следующем десятилетии на новые и модернизированные военные летательные аппараты и авионику в Африке. Предполагается, что африканские страны начали тратить большие средства на усовершенствование возможностей наблюдения с воздуха за морскими и сухопутными границами и борьбы с терроризмом. Это помимо решения непосредственных проблем континентальной безопасности. «Африка – новый для нас рынок. Мы пытаемся его активизировать и начинаем понимать этот рынок, но на это требуется время. Хотя Африка не является заветной целью сегодня, в долгосрочной перспективе это будет интересный регион», – заявил вице-президент отделения «Боинг дифенс» на Ближнем Востоке и в Африке Пол Оливер.
В число крупнейших африканских клиентов компании входит Ливия, которая намерена приобрести в рамках реализуемой США программы военной помощи иностранным государствам FMA (Foreign Military Assistance Program) 22 транспортных вертолета «Чинук» – 16 машин CH-47D и шесть CH-47F. Кстати, в Ливию поставляется и 287 американских автомобилей общего назначения «Хамви» (HUMVEE). Заказчику уже переданы 24 машины, еще 30 в пути, а вся сделка завершится к концу 2014 года.
Одновременно обсуждается целесообразность продаж в эту страну военно-транспортных самолетов (ВТС) C-130J-30 производства «Локхид Мартин». Агентство DSCA в июне текущего года уведомило конгресс о возможной поставке в Ливию в рамках программы FMS двух C-130J-30, сопутствующего оборудования, запасных частей и средств логистического обеспечения на сумму 588 миллионов долларов. В комплект поставки также войдут 10 двигателей «Роллс-ройс» AE 2100D3 (восемь в самолетах и два резервных).
В апреле 2013 года первые военные транспортники C-130J «Супер Геркулес» (Super Hercules) появились в небе Африки. Их заказчиком стал Тунис. Контракт был подписан в 2010-м, он предусматривал поставку двух C-130J в 2013–2014 годах, обучение личного состава и логистическую поддержку в первые три года эксплуатации. Сейчас ВВС этой страны эксплуатируют один C-130H и один C-130B, которые закупили в середине 80-х годов. В Тунисе остро стоят проблемы терроризма, угроз на море, там ведется борьба против смешанных групп террористов типа «Аль-Каиды в исламском Магрибе». Поэтому власти намерены модернизировать имеющиеся 12 реактивных истребителей F-5 «Тайгер-2» (Tiger II), оснастив их новой авионикой производства «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman) в рамках финансируемой DSCA сделки стоимостью 60 миллионов долларов.
«Боинг» надеется также удовлетворить растущий спрос Алжира на транспортные самолеты, системы наблюдения, разведки и сбора данных, вертолеты и системы дозаправки в воздухе. С начала года ВВС этой страны проводят оценочные испытания стратегического транспортника C-17 «Глоубмастер-3» (Globemaster III) производства компании «Боинг» и многоцелевого A330 MRTT производства «Эрбас милитари». Новыми самолетами предполагается заменить устаревающий парк Ил-78. ВВС также проявляют интерес к перспективному воздушному танкеру «Боинга» KC-46, который должен появиться в 2018 году.
В августе Алжир получил часть из шести заказанных разведывательных самолетов «Кинг эйр-350ER» (King Air 350ER), оснащенных БРЛС и тепловизионными приборами ночного видения для наблюдения за наземными и морскими целями. Они развернуты в 5-й эскадрилье воздушной разведки алжирских ВВС, контролируют национальные и межнациональные угрозы безопасности типа контрабанды наркотиков, оружия, а также растущее число транссахельских группировок повстанцев типа «Аль-Каиды».
В Египте предпочли заказать шесть ВТС C-295 производства «Эрбас милитари». Их доставка должна завершиться к концу года, и парк ВВС увеличится до 12 этих самолетов. Соседний Чад купил у итальянской «Алениа Аэрмакки» (Alenia Aermacchi) два новых C-27J «Спартан» (Spartan). Эти транспортные самолеты сейчас находятся на линии окончательной сборки в Италии и должны быть переданы заказчику до конца года. Они предназначены для борьбы с международными террористическими группами, действующими в отдаленных районах. Страна пока имеет на вооружении два российских Ан-26 и один C-130H «Геркулес», которые эксплуатируются с 1994 и 1989 годов соответственно.
К югу от Сахары
Нигер не может похвастать значительным военным бюджетом, поэтому в основном модернизирует свои ВВС. Имеющиеся самолеты наблюдения DA-42 «Твин стар» австрийской компании «Даймонд эйркрафт» (Diamond Aircraft) переоснащены новым оборудованием для сбора информации, разведки и наблюдения. Модернизация будет осуществляться в рамках новой программы Центра авиационных вооружений ВМС США «Создание инфраструктуры для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, оружия и работорговлей» CNIT (US Navy’s Counter-Networks and Illicit Trafficking Program) и является частью американской помощи в борьбе Нигера с транссахельским терроризмом и контрабандой.
В рамках этой же программы страна также получила два новых самолета «Сессна Караван» (Cessna Caravan), которые будут использоваться для обеспечения безопасности границ и в качестве грузового транспорта.
В феврале 2013 года Ангола получила три первых турбовинтовых самолета A-29 «Супер Тукано» (Super Tucano) из шести, заказанных у бразильской компании «Эмбраер» (Embraer). Они относятся к классу легких ударных и учебно-тренировочных самолетов (УТС). Заказ оформили в апреле прошлого года. В составе ВВС Анголы А-29 будут патрулировать границы, хотя пока нет сообщений, что на них установят бортовую аппаратуру наблюдения. Ангола стала третьей на континенте после Буркина-Фасо и Мавритании, получившей бразильские изделия. Кроме них, в авиации имеются турбовинтовые УТС «Тукано», «Пилатус» PC-7 и PC-9. Еженедельник «Джейнс дифенс уикли» отмечает растущий объем поставок из Латинской Америки в Африку: в 2013–2015 годах он достигнет 311 миллионов долларов. Основные партнеры Бразилии – Ангола, Буркина-Фасо и Мавритания, главная статья экспорта – УТС А-29.
Луанда также приобрела через Рособоронэкспорт 18 бывших в употреблении в Индии истребителей Су-30K и запасные части для вертолетов Ми-17. Это соглашение является частью сделки на сумму один миллиард долларов, подписанной в ходе октябрьской поездки по Анголе, Бразилии и Перу российского вице-премьера Дмитрия Рогозина. Россия готова восстановить, модернизировать и поставить дополнительное количество истребителей Су-30 всем традиционным партнерам, включая Уганду, Анголу и Эфиопию, заявили в Рособоронэкспорте. Ангола еще и относительно платежеспособна – это второй после Нигерии производитель нефти на континенте. Ее оборонный бюджет – свыше шести миллиардов долларов, то есть один из крупнейших в Африке. По словам министра национальной обороны Кандиду Перейры душ Сантуша, правительство намерено создать собственную оборонную промышленность, это фигурирует в плане национального развития на 2013–2017 годы в числе приоритетов.
Вообще оценивая растущий рынок ПВН на континенте, эксперты всегда помнят о возможной конкуренции западным производителям со стороны национальных военно-промышленных комплексов. Пока собственные производственные мощности имеют только ЮАР и Египет. Южноафриканский ОПК во главе с компанией «Дэнел» (Denel) выпускает конкурентоспособные на мировом уровне перспективные ракетные, артиллерийские и аэрокосмические системы. Недавно «Дэнел» и компания B&T из Швейцарии подписали соглашение о передаче технологий, в рамках которого южноафриканцы будут производить и заниматься маркетингом стрелкового оружия – от автоматов до гранатометов. Сначала «Дэнел» воспользуется швейцарскими комплектующими, а с полной модернизацией своего завода начнет выпускать их в ЮАР.
Его подразделение «Дэнел-Авиация» между тем заключило соглашение с «Еврокоптер» о ремонте и обслуживании в Африке вертолетов AS332 «Супер Пума» (Super Puma), BO 105, AS350 «Экюрей» (Ecureuil), а также старых «Алуэт» (Alouette).
Южноафриканское подразделение концерна «Рейнметалл» – компания «Дэнел мьюнишн» (Denel Munition) с сентября 2014 года будет производить 120-миллиметровые минометные выстрелы для некого «заказчика в регионе Ближнего Востока/Северной Африки». В сентябре «Рейнметалл» объявил о получении контракта стоимостью около 50 миллионов евро на производство десятков тысяч выстрелов для современных 120-миллиметровых самоходных минометов заказчика. Дальность выстрелов составляет 8000 метров, а их баллистические характеристики целенаправленно адаптированы под перспективную систему управления огнем данных минометов.
В то же время аналитики СИПРИ сомневаются в конкурентоспособности военной промышленности ЮАР. Скепсис аргументирован небезупречной историей продаж южноафриканского оружия в 1994 году в Руанду, Чад, Уганду и Судан, которые тогда были втянуты в кровопролитные конфликты. Справедливо или нет, но эти поставки бросили тень на Преторию. Еще сложнее убедить африканские страны, что приобретение вооружений у южного соседа не увеличит его господство на континенте.
Некоторые эксперты обсуждают моральность поставок вооружений на самый бедный континент мира с его глубочайшими социальными и гуманитарными проблемами, огромной смертностью, в том числе детской, голодом, болезнями, безграмотностью. «Наряду с тем, что, несомненно, в регионе существует значительный спрос на современные вооружения и правительства пользуются своими правами в стремлении повысить степень защиты национальных интересов, крупномасштабные оружейные сделки реально вызывают вопрос о будущем континента, и без того пораженного бедностью и насилием, – пишет «Дифенс ньюс». – Оборонные подрядчики будут, понятное дело, всегда искать пути повышения прибыли и расширения торговли, однако вызывает вопрос, до какой степени ими рассматривается этическая сторона вопроса перед передачей военных технологий».
По мнению издания, если Африка исторически никогда не была основным рынком для крупнейших западных оборонных подрядчиков, хотя неоднозначные поставки континентальным ВС продукции южноафриканского ОПК свидетельствуют об обратном, то теперь-то они точно не упустят своей выгоды и представившиеся возможности.
Любовь Милованова
Опубликовано в выпуске № 48 (516) за 11 декабря 2013 года
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
• Abrams • Airbus Helicopters • AS-332 • AS.350 • C-17 • C-27J "Спартан" • C-295 CASA • CMN Group • EMB-314 • Embraer • F-5 • H225 • HH-47 "Чинук" • HMMWV • Leonardo • Lockheed-Martin • Northrop Grumman • PC-7 • Rheinmetall • Rolls-Royce • Textron • Австрия • Аирбас • Алжир • Ан-26 • Ангола • Боинг • БПЛА • Бразилия • Буркина-Фасо • Великобритания • Вертолеты России • Египет • Зимбабве • Ил-78 • Индия • Италия • Кения • КС-46 • Ливия • Мавритания • Марокко • Ми-17 • Мозамбик • НАТО • Нигер • Нигерия • Перу • Рогозин Дмитрий • Рособоронэкспорт • Россия • Руанда • С-130 "Геркулес" • СИПРИ • Су-30 • Судан • США • Танзания • Тунис • Уганда • Франция • Чад • Швейцария • Эфиопия • ЮАР •