Триллион рублей на оборонку

Очень сильные, но очень бедные

Правительство РФ решило любой ценой спасти темпы развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Такой вывод можно сделать из решения выделить пятую подпрограмму госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (новая редакция была утверждена постановлением правительства РФ 15 апреля 2014 года) в отдельную государственную программу "Развитие оборонно-промышленного комплекса". Новый документ, по сути, - второй этап подпрограммы, рассчитан на 2016-2020 годы.

Программа включает несколько подпрограмм. Из них, согласно паспорту программы, в открытом доступе только первая - "Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса". Она отличается лаконичностью, конкретикой и, можно сказать, даже жесткостью, когда речь идет о социальной сфере. В ней не предусмотрены соисполнители, как это было раньше (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральное космическое агентство), есть только один исполнитель - Минпромторг РФ.

Из целей программы "выпало" положение об ускоренной технологической модернизации, зато появилось упоминание о повышении конкурентоспособности продукции.

Количество задач и целевых показателей сократилось в два раза. Из ожидаемых результатов реализации программы исчезли важные социальные параметры, такие как обеспечение ежегодной выплаты стипендий работникам за выдающийся и значительный вклад, увеличение размера годовой стипендии и числа стипендиатов, повышение уровня жизни работников за счет повышения реальной заработной платы.

Согласно документу, ожидается увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции с 34,4% в 2016 году до 39,6% в 2020 году, а также рост выработки на одного работника в 2,4 раза к уровню 2014 года. При этом рост среднемесячной заработной платы (она не равнозначна реальной зарплате) запланирован в 1,8 раза к уровню 2014 года. Иными словами, рост зарплаты будет отставать от роста выработки.

Самое главное в любой программе - это объемы бюджетных ассигнований. В 2014 году, когда была утверждена новая редакция программы "Развития промышленности и повышение ее конкурентоспособности", предполагалось, что нагрузка на бюджет по мере выполнения пятой подпрограммы будет снижаться. Если в 2015 году объем финансирования планировался в размере 8 млрд 396 млн 412,8 тыс. руб., то начиная с 2017 года он должен был держаться на уровне 3 млрд 280 млн 355,9 тыс. руб. И так - до 2020 года.

Однако 2016 год оказался в финансовом плане самым тяжелым. Вместо 8 млрд 044 млн 787,9 тыс. руб. на реализацию первой подпрограммы выделено 7 млрд 603 млн 200 тыс. руб., то есть меньше на 441 млн 587,9 тыс. руб. Для того чтобы выполнить подпрограмму в том виде, как она была задумана, придется увеличить ежегодный объем бюджетных ассигнований более чем в два раза. В 2017 году - 6 млрд 597 млн 20 тыс. руб., в 2018 году - 6 млрд 908 млн 680 тыс. руб., в 2019 году - 6 млрд 893 млн 680 тыс. руб. и в 2020 году - 6 млрд 890 млн 680 тыс. руб.

Всего с 2016 по 2020 год объем бюджетных ассигнований подпрограммы (в ценах соответствующих лет) составит 34 млрд 893 млн 260 тыс. руб., что на 13 млрд 727 млн 048,5 тыс. руб. больше, чем было предусмотрено в пятой подпрограмме (21 млрд 166 млн 211,5 тыс. руб.), то есть подпрограмма "подорожала" почти на 27,5%.

Однако в опубликованной выписке из части № 1 программы не содержится сведений, составляющих гостайну и служебную информацию ограниченного пользования. Секретами новой программы поделился Дмитрий Рогозин на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 30 мая.

Помимо названной первой подпрограммы документ содержит еще как минимум четыре подпрограммы.

Вторая - это импортозамещение продукции военного назначения, которая ранее поставлялась из стран - членов НАТО и Европейского союза, а также из Украины.

Третья - поисковые научные исследования, а также научные проекты, которые обеспечивают создание принципиально новых вооружений и значительный прирост тактико-технических характеристик существующих вооружений.

Четвертая связана с созданием на территории России морского и авиационного газотурбостроения, включая производство уникальных авиационных двигателей с тягой 35 т для тяжелого транспортного и пассажирского самолетов.

Пятая подпрограмма - развитие стратегических материалов: новых композитов, сплавов и материалов для электронной компонентной базы, в том числе особого назначения, то есть для ракетно-космической и атомной промышленности.

Суммарный объем бюджетных ассигнований на всю программу с 2016-го до 2020 года, по словам Дмитрия Рогозина, составит 1 трлн 67 млн руб. Таким образом, из запланированных до 2020 года 3 трлн руб. в 2011-2015 годах было потрачено 2 трлн.

Правительство определило четыре основных индикатора программы, которые предстоит достичь за оставшиеся пять лет. Первый - довести к 2020 году уровень производственно-технологической готовности ОПК для выполнения программы вооружения до 100% (в 2016 году - 97%). Второй - ввести в эксплуатацию 929 новых объектов производства. Третий - обеспечить долю инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции почти до 40%. Четвертый - разработать к 2020 году не менее 1,3 тыс. технологий для производства военной продукции.

Можно надеяться, что после 2020 года экспорт продукции оборонки будет самой доходной (после сырьевой) статьей бюджета. По этому показателю Россия в прошлом году уже заняла второе месте в мире после США. Но эти достижения вряд ли повлияют на снижение уровня бедности в стране. Специалисты Аналитического центра при правительстве РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и Всемирного банка ждут массового падения уровня и качества жизни россиян. Аналитики отмечают, что в рядах бедных в обозримом будущем рискуют оказаться от 30% до 50% жителей России, и если они об этом еще не знают, то точно узнают уже к концу 2016 года.


От редакции "НВО"

Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

06.07.2009 » Дайджест журнала «Военный парад» № 3 (93), Май - Июнь 2009 года (9)
26.12.2016 » Дмитрий Рогозин: Базу на Луне планируем построить к 2030 году (8)
14.09.2015 » RAE-2015: курс России против изоляции и на увеличение экспорта оружия (8)
25.12.2014 » Дмитрий Рогозин: "Вооружаем армию, чтобы не воевать" (8)
07.08.2012 » Российская внешняя политика с точки зрения интересов ОПК (8)
07.03.2012 » Роль статиста не для России (8)
04.10.2011 » «Слабая Россия — это самый жуткий кошмар для США» (8)
27.12.2016 » Россия для Китая: партнер, модель, или конкурент? (7)
02.12.2016 » Свой вместо чужих (7)
16.08.2016 » Сохранить санкции против ВПК России (Forbes, США) (7)
12.07.2016 » Медведев: геополитическая ситуация показала, что России необходима крепкая армия (7)
04.04.2016 » Российский ВПК: от автоматов до убийц спутников (7)
11.01.2016 » Армия и оборонная промышленность-2015: не только Сирия (7)
28.08.2015 » Кто такой вице-премьер Рогозин, призывающий японцев сделать себе харакири? ("Blogos", Япония) (7)
18.08.2015 » Где же наши пушки? (7)
2006-2017, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна