Северная верфь ввязалась в гонку вооружений, занявшись созданием эсминца "Лидер"

Военно-морской флот США в мае пополнится самым мощным в мире эсминцем "Замволт" стоимостью $4,4 млрд. В ответ Россия построит еще более мощный, атомный, эсминец "Лидер" на петербургской Северной верфи

В мае американский Военно-морской флот пополнится новым ударным кораблем "Замволт". Его планируют оснастить оружием будущего — рельсотроном. Это мощнейшая электромагнитная пушка, превосходящая по мощности дорогостоящие ракеты. Англоязычная пресса отзывается о корабле в превосходных степенях: "Эсминец будущего". Самый мощный, водоизмещением 15 тыс. т (тяжелее только авианосцы), малозаметный для радаров противника корабль длиной 183 м несет на борту 80 крылатых ракет, оснащен зенитными ракетами, двумя 155-миллиметровыми пушками с дальностью стрельбы 150 км, а также обладает противолодочным вооружением. Он может атаковать как корабли противника, так и береговые укрепления.


Две газотурбинные силовые установки фирмы "Роллс-Ройс" разгоняют "Замволт" до 32 узлов (60 км/ч). Экипаж корабля за счет автоматизации сведен к минимуму — 148 человек. Для сравнения: экипаж используемых сейчас эсминцев типа "Арли Берк" вдвое больше, а экипаж более скромного по размерам и вооружению российского фрегата — 210 человек.


Американские моряки тоже в восторге. После успешных испытаний, завершившихся в конце апреля, эсминец вернулся на верфь Bath Iron Works, где строился 4 года. До конца мая его передадут флоту.


Только слишком высокая цена ($4,4 млрд за головной корабль плюс примерно во столько же обойдется его эксплуатация в течение жизненного цикла) вкупе с экономическим кризисом заставила Пентагон пересмотреть планы строительства новых эсминцев, сократив их число с 32 до трех единиц. Второй такой же эсминец "Майкл Монсур" Военно-морской флот США получит до конца этого года, а третий — "Линдон Б. Джонсон" — в 2018 году (заложен в апреле 2014 года).


Модель перспективного эсминца "Лидер"
Источник: cont.ws


В ответ Россия создает свой эсминец "Лидер". Аванпроект корабля разработало петербургское ФГУП "Крыловский государственный научный центр". Корабль предполагается оснастить всем самым современным оружием любого назначения, в частности новейшим зенитно-ракетным комплексом С-400 или С-500, современной радиолокационной и гидроакустической системой. Пока только не решено, какая энергетическая установка будет двигать корабль: атомная или газотурбинная. Атомная позволит российским кораблям без ограничений по дальности плавания бороздить просторы мирового океана.


"Предпочтение отдается атомной силовой установке. По мнению офицеров ВМФ РФ, такой корабль необходим России. По боевой мощи он будет превосходить "Замволт", — говорит советник гендиректора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Валерий Половинкин. По его словам, строить новый корабль планируется на петербургском судостроительном заводе "Северная верфь".


"Успех нового проекта определяется в том числе и модернизацией верфи", — добавляет эксперт.


Остатки флота


Приступить к строительству "Лидера" предполагается после 2025 года. Не исключено, что, когда он войдет в состав российского флота, "Замволт" уже устареет морально и физически. Опыт строительства современных кораблей в России показывает, что с момента закладки корабля до его передачи флоту может пройти более 10 лет. А к этому моменту в российском флоте почти не останется надводных кораблей первого ранга (ранг определяется боевой мощью корабля; к первому рангу относятся авианосцы, ракетные, противолодочные крейсеры, эсминцы). "После 2020 года многие корабли первого ранга будут списаны. Некоторым продлят срок службы", — говорит заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов.


Большинство входящих в состав российского флота кораблей первого ранга строились в далеком Советском Союзе. Например, из 18 эсминцев проекта 956, построенных в 1980-1993 годы, в строю осталось шесть. К 2025 году и их спишут. Не доживут, скорее всего, и ракетные крейсеры проекта 1164. Их осталось три единицы — по одной на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах. Протянуть еще не одно десятилетие в строю смогут, пожалуй, тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144.2: "Петр Великий", вставший на модернизацию "Адмирал Нахимов" и тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".


Производственные возможности


"Фрегат "Адмирал Горшков" — самый современный российский корабль, который может хоть что-то противопоставить "Замволту", — отмечает Андрей Фролов. Этот фрегат заложили еще в 2006 году и планировали передать флоту в 2012 году. Корабль длиной 135 м и водоизмещением 4,5 тыс. т вооружен 16 ракетами, 130-миллиметровой пушкой, зенитной артиллерией, обладает противолодочным вооружением. Но проект 22350 оказался сырым, строительство корабля затягивалось: то не мог получить артиллерийскую установку, то возникали проблемы с ракетным вооружением.


Сейчас головной корабль "Адмирал Горшков" проходит государственные испытания, отмечают на Северной верфи. К концу этого года корабль планируется передать флоту. Судьба серийных кораблей проекта 22350 — "Адмирал Касатонов", "Адмирал Головко" и "Адмирал Исаков" — туманна. Хотя их строительство уже началось. Но после того, как Россия воссоединилась с Крымом, украинский завод "Зоря-Машпроект", расположенный в Николаеве, перестал поставлять газотурбинные установки (ГТУ) как для фрегатов, строящихся на Северной верфи, так и для сторожевых кораблей проекта 11356, сооружаемых на калининградском "Янтаре".


В Объединенной судостроительной корпорации заявляют, что рыбинское НПО "Сатурн" в 2017 году передаст на испытания опытный образец газотурбинной установки. "Рыбинское предприятие сейчас срочно готовит свои производственные мощности и намерено поставить нам ГТУ в 2017 и 2018 годах", — говорят на Северной верфи.


В общем, пока окончательно не ясно, чем российские моряки удивят Мировой океан через 10-15 лет.


Александр Сологуб

Права на данный материал принадлежат DP.Ru // Деловой Петербург
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2017, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна