Дебют в сирийском небе

У летчиков дальней авиации отличные профессиональные навыки

Самолеты дальней авиации ВКС России нанесли первые удары по позициям боевиков «Исламского государства» в Сирии 18 ноября в ответ на террористический акт на борту пассажирского лайнера А321 компании «Когалымавиа», унесший жизни 224 человек.


Министр обороны Сергей Шойгу доложил Владимиру Путину: «Сегодня с 5.00 до 5.30 по московскому времени 12 дальними бомбардировщиками Ту-22МЗ нанесены удары по объектам террористической организации ИГИЛ в провинциях Ракка и Дэйр-эз-Зор. С 9.00 до 9.40 стратегическими ракетоносцами Ту-160 и Ту-95МС произведены пуски 34 крылатых ракет воздушного базирования по целям боевиков в провинциях Алеппо и Идлиб».


По имеющимся данным, в первом ударе приняли участие, помимо упомянутых двенадцати дальних бомбардировщиков Ту-22М3, еще шесть стратегических ракетоносцев Ту-95МС и пять Ту-160.


Несмотря на то, что до настоящего времени российские официальные лица не сообщали о прекращении «Возмездия», фактически незадолго до гибели фронтового бомбардировщика Су-24М, сбитого турецким истребителем F-16, российские стратегические и дальние бомбардировщики перестали появляться в небе над Сирией.


Планирование


По данным газеты «Военно-промышленный курьер», планирование применения дальней авиации для ударов по ИГИЛ началось задолго до объявленной российским президентом операции «Возмездие». В частности, необходимые документы, а также различные расчеты были не только готовы, но и доведены до командиров авиационных частей еще до начала первых авиаударов ВКС России с аэродрома Хмеймим. Оснащенные системой дозаправки в воздухе стратегические Ту-95МС и Ту-160 должны были действовать непосредственно с авиабазы «Энгельс» в Саратовской области, где и базируются, а для Ту-22М3, неспособных принимать топливо во время полета, предусматривалось перебазирование на аэродром Моздок, где для них заблаговременно складировались материально-технические средства и боеприпасы.

[cloud]“Тегеран не только дал принципиальное согласие на полеты российских стратегических бомбардировщиков, но и разрешил пуски крылатых ракет воздушного базирования со своей территории”[/cloud]


Есть данные о проведении учений самолетов-заправщиков Ил-78, входящих в состав дальней авиации, когда отрабатывалась не только одновременная заправка нескольких машин в воздухе, но и возможные действия экипажей и операторов воздушных танкеров в ночных условиях.


Острыми вопросами применения дальних и стратегических бомбардировщиков оставались как их маршруты (что особенно важно для Ту-22М3), так и возможные схемы пролета крылатых ракет. Трассы проходили через территорию Ирана и должны были согласовываться с военно-политическим руководством этой страны.


По сведениям «Военно-промышленного курьера», Тегеран не только достаточно быстро дал принципиальное добро, но и разрешил запуски крылатых ракет воздушного базирования со своей территории, хотя российское командование в первую очередь рассматривало в этих целях акваторию Каспийского моря.


Не вполне понятно, почему почти полтора месяца бомбардировщики ДА ВКС России не наносили удары по боевикам в Сирии, хотя для этого все было готово. Не исключено, что военно-политическое руководство планировало применять дорогостоящие авиационные комплексы и современные высокоточные крылатые ракеты против объектов добывающего комплекса, находящихся под контролем боевиков запрещенного в России «Исламского государства».


В ходе начавшихся 18 ноября авиаударов нефтяной сектор боевиков действительно стал главной целью российских бомбардировщиков, но в список целей для бомб Ту-22М3 и для крылатых ракет Ту-160 и Ту-95МС попали и командные пункты боевиков, их позиции, хранилища боеприпасов и т. п.


Средства поражения и цели


Дальние бомбардировщики Ту-22М3 действовали в первую очередь против так называемых площадных целей. В частности, на распространенных Минобороны официальных видеозаписях с результатами поражения объектов ИГ самолетами ВКС России видно, как «Бэкфайры» бомбовым залпом накрыли нефтеперерабатывающий завод.


Боезапас Ту-22М3 в каждом вылете состоял из двенадцати обычных свободнопадающих фугасных бомб ОФАБ 250-270, что, по мнению некоторых экспертов, выглядит несколько архаично. Но как пояснил «Военно-промышленному курьеру» офицер ВКС России, для действий в Сирии привлекались «Бэкфайры», прошедшие модернизацию, в ходе которой на них были установлены специализированные вычислительные подсистемы СВП-24-22, разработанные фирмой «Гефест и Т». Работу несколько осложнял высокий летный вес «Бэкфайров», вызванный большим количеством топлива, необходимого для обратного полета до Моздока без дозаправки. Ту-22М3 были вынуждены осуществлять бомбометание с прямого полета без выполнения маневров, увеличивающих точность ударов.


Правда, по словам собеседника «ВПК» из ВКС России, точность попадания отвечала заявленным характеристикам, а незначительные отклонения компенсировались количеством авиационных средств поражения и их могуществом.


Если судить по видеозаписям «с той стороны», зафиксировавшим как сами бомбовые удары, так и их результаты, ОФАБ, конечно, не стали высокоточным оружием, но с представителем ВКС России можно согласиться: точность залпа дальних бомбардировщиков, особенно по площадным целям, возросла многократно. И если в августе 2008 года Ту-22М3, сбросив тонны бомб, не смогли парализовать работу грузинского аэродрома Копитнари, то сейчас один-два «Бэкфайра» легко справляются с такими целями, как нефтеперерабатывающие заводы.


По предварительным данным, Ту-22М3 выполнили около 100 боевых вылетов и сбросили на боевиков ИГИЛ не менее 1100 бомб ОФАБ.


Удары возмездия стали дебютом новейших крылатых ракет Х-101, принятых на вооружение ВКС России несколько лет назад. До 18 ноября нынешнего года некоторые эксперты заявляли, будто «сто первые» пока только проходят испытания и неизвестно, когда пополнят арсенал ВКС России. Как стало известно «Военно-промышленному курьеру», новейшие КРВБ активно поставляются на базы дальней авиации, кроме того, ведутся работы по возможному перенацеливанию ракеты в воздухе после запуска.


Правда, дебют Х-101 несколько омрачили видеозаписи и фотографии, где хорошо видно, как одна из ракет падает на землю, при этом непонятно, произошел отказ техники или КРВБ все же успела поразить цель.


По одной из версий, новейшие ракеты оснащены некими отделяющимися маневрирующими боевыми блоками, предназначенными для преодоления современных систем ПВО. Однако ни один из собеседников газеты «Военно-промышленный курьер», знакомых с ситуацией, не подтвердил, хотя и не опроверг наличие на Х-101 таких блоков. По словам специалиста ВКС России, знакомого с современными российскими АСП, на крылатые ракеты могут устанавливаться боевые части, после срабатывания которых ракета продолжает полет.


Всего бомбардировщиками Ту-160, выполнившими не менее 12 вылетов, было запущенно около 50 новейших крылатых ракет.


Оружием заслуженных ветеранов – стратегических ракетоносцев Ту-95МС стали разработанные на базе Х-55 КРВБ Х-555, принятые на вооружение в середине 2000-х годов. Считается, что «пятьсот пятьдесят пятая» всего лишь неядерная версия старой Х-55. Но по мнению представителя ВКС России, новая ракета отличается не только обычной БЧ, но и несколько увеличенной дальностью полета, а также высокоточной системой наведения. Кроме того, сама конструкция ракеты претерпела значительные изменения.


Следует отметить, что Х-555 запускались и более современными Ту-160. По имеющимся данным, «Блэк Джеки» в ходе четырех вылетов произвели пуски не менее 15 «пятьсот пятьдесят пятых».


И все же большим вопросом остается надежность российских крылатых ракет воздушного базирования – как новейших Х-101, так и более старых Х-555. По словам одного из собеседников, несмотря на наличие некоторых технических проблем, все прошло штатно.


Маршруты и районы пусков


Официальные представители Минобороны России в своих выступлениях о ходе операции «Возмездие» всячески обходили вопрос, из каких районов запускались крылатые ракеты. Анализ официальных фото и видеоматериалов, предоставленных военным ведомством, однозначно указывает на то, что пуски проводились с территории Ирана. В частности, в ходе боевых вылетов российских «стратегов» в своем воздушном пространстве сопровождали F-14 и F-4 иранских ВВС.


Российское командование в первый день ударов возмездия для сопровождения Ту-160 и Ту-22М3 задействовало истребители Су-27СМ3, а также четыре Су-30СМ из состава авиабригады особого назначения, базирующейся на аэродроме Хмеймим. В дальнейшем с сопровождением ходили только «Бэкфайры», вероятнее всего, по причине того, что они единственные непосредственно входили в воздушное пространство Сирии.


Достаточно неожиданным стал боевой вылет Ту-160 с аэродрома Оленья в Мурманской области, в ходе которого стратегические ракетоносцы не прошли над территорией Российской Федерации, а фактически обогнули Европу с западной части, пролетев, в частности, вблизи Англии.


Обязательным элементом боевых вылетов дальней авиации стала дозаправка в воздухе, в том числе и в ночных условиях. По некоторым данным, ночью работу операторов самолетов Ил-78, отвечающих за стыковку заправочного шланга с дозаправляемыми самолетами, иногда осложняли мощные фары, установленные на приемное устройство Ту-160 и призванные облегчить работу экипажа бомбардировщика при стыковке с воздушным танкером.


По нашей информации, показатели интенсивности работы в ходе ударов возмездия (несколько десятков вылетов) – одни из самых высоких с начала 90-х. Правда, следует отметить, что Ил-78 передавали топливо не только машинам дальней авиации и сопровождавшим их истребителям, но и действовавшим с территории России привлеченным в качестве усиления фронтовым бомбардировщикам Су-34.


Опыт «Возмездия», как сказал один из собеседников «ВПК», показал, что у ВКС России очень большая потребность в дальних самолетах-заправщиках с большой топливовместимостью, которые сейчас перестраиваются на воронежском ВАСО из Ил-96. Эксперт также высказал мнение, что сейчас такие машины даже более необходимы, чем танкер Ил-78М-90, созданный на базе военно-транспортного Ил-76МД-90.


Скептикам вопреки


Российская дальняя авиация продемонстрировала не только высокую боевую готовность, но и отличные профессиональные навыки. Более того, несмотря на распространенный в последнее время скептицизм, у российских стратегических ракетоносцев появились новейшие боеприпасы, а дальние бомбардировщики теперь способны поражать цели неуправляемыми свободнопадающими бомбами с достаточно высокой точностью. Парк самолетов-топливозаправщиков справляется с поставленными задачами и обеспечивает действия не только ДА, но и фронтовой авиации на больших дальностях.


Российскими бомбардировщиками и ракетоносцами выполнено около сотни боевых вылетов, израсходованы тонны бомб и десятки крылатых ракет. Нефтяной инфраструктуре ИГИЛ нанесен значительный ущерб. В то же время по видеосюжетам, предоставленным Минобороны России, работу дальней авиации можно представить лишь частично, поэтому многие вопросы о действиях российских бомбардировщиков в небе Сирии пока остаются открытыми.


Алексей Рамм


Опубликовано в выпуске № 46 (612) за 2 декабря 2015 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
2006-2017, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна