Украинский кризис срывает перевооружение российской армии

Позиция Киева и активизация НАТО поставили перед отечественной оборонкой трудновыполнимые задачи

Новые геополитические угрозы заставляют Россию заботиться о собственной безопасности. Время показало, что в условиях многополярного мира даже региональная держава должна серьезно раскошеливаться на вооруженные силы. В противном случае о каком-либо влиянии за пределами собственных границ (или даже в собственных границах, в случае с некогда боеспособной Украиной) придется забыть.


Август 2008 и грузино-осетинский конфликт стали для Кремля отправной точкой по пересмотру отношения к собственной армии, на которую теперь выделяют солидные средства. Несмотря на сложную для Москвы экономическую ситуацию, на перевооружение наследницы «легендарной и непобедимой» выделено 20 триллионов рублей — колоссальная сумма, из-за которой пришлось «подрезать» бюджетные ассигнования на «менее значимые» науку, образование, культуру и здравоохранение. И сворачивать с курса милитаризации президент Путин, судя по селигерским заявлениям, не намерен.


По новой программе, разработанной до 2020 года, армия должна закупить 1500 самолетов и вертолетов, включая истребители пятого поколения ПАК ФА. Города-миллионники будут прикрыть грозными системами ПВО С-400, которых выпустят тиражом 56 дивизионов. Агрессорам, решившимся напасть из стратосферы, будет грозить новейший комплекс С-500 воздушно-космической обороны! Моря и океаны будут бороздить 60 новых корветов и фрегатов. «Звездно-полосатых друзей» по ту сторону океана напугаем 25-ю новейшими подводными ракетоносцами, а также полностью обновленной ракетно-ядерной триадой. Евросоюз пусть трепещет перед тактическими ракетами «Искандер», добивающими по официальным характеристикам из Калининграда до приграничных городов Германии (по неофициальным, до самого Берлина). А опасается 2300 новых танков «Армата»...


На бумаге выглядит вполне убедительно. Это в полтора раза больше, чем готов был дать либеральный кабмин Медведева (13 триллионов). И почти в 2 раза меньше, чем просили «ястребы», лоббирующие интересы ОПК (39 триллионов). При всех недостатках программы, военные эксперты, в том числе зарубежные, окрестили ее настоящим прорывом. А оппозиция — непосильным бременем для экономики.


Оптимисты во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным оценивают ее как локомотив для будущего индустриального рывка. А скептики кивают на программы-предшественницы, ни одна из которых не была выполнена в полном объеме.

Крымский референдум и война на юго-востоке Украины поставили под угрозу перевооружение российской армии. И дело вовсе не в эмбарго на поставку английских танков «Челенджер» или американских «Абрамсов» с немецкими «Леопардами», которые нужны нашим военным, как собаке пятая нога. Ряд стратегических предприятий смежников, расположенных на территории Незалежной переводят в подвешенное состояние целые отрасли отечественного ОПК. В шаге от пропасти находятся самые успешные, лицевые проекты оборонпрома, в том числе ориентированные на экспорт.


Ни для кого не секрет, что самая рентабельная корпорация, которой любят публично хвастаться министр обороны Сергей Шойгу и его начальство, - «Вертолеты России». Некогда кризисный холдинг расправил плечи. Получил заказы на военные и гражданские винтокрылые машины, как в своем отечестве, так и в банановых республиках... Вот только 90 процентов двигателей для наших «вундерваффе» выходят из цехов днепропетровского предприятия «Мотор Сич»... Каждую машину необходимо укомплектовать двумя, а лучше тремя силовыми установками на случай выхода из строя одного из двигателей. При темпах производства по 300 вертолетов в год холдингу требуется 900 агрегатов!


Мотористы питерского завода «Климов», если поднатужатся, соберут полсотни... Откуда брать в 2014-м году еще 850 или 500, если надеяться на 100-процентное качество изделий — загадка по сложности сопоставимая с теоремой Пуанкаре. Наращивать темпы придется очень быстро. В противном случае, чтобы не «проштрафиться» перед заказчиками из дальних стран придется заниматься каннибализмом и разукомплектовывать стоящие на боевом посту машины. Правительство дает на решение проблемы 2 года, однако украинские эксперты в успех подобной инициативы не верят.


Есть у нашей оборонки задачки еще труднее. В военном судостроении.

Газотурбинные силовые установки для фрегатов проекта 1135.6 «Тальвар» и 22350 «Адмирал Горшков» делает Николаевский завод «Зоря-Машпроект». Отыскать зарубежные аналоги или сделать «на коленке» аналогичное предприятие с нуля не получится. А если напряжемся и создадим, то не наскребем необходимое количество инженеров, сварщиков и операторов станков, способных держать в руках предмет технологичнее отвертки. А ведь на эти два корабля возложены надежды патрулирования океанской зоны. Выходит, станут наши сухогрузы легкой добычей сомалийских пиратов, а японские рыболовные шхуны будут чувствовать себя увереннее в наших территориальных водах...


Тем же «медным тазом» накрылась программа возобновления производства самолета Ан-124. Уникальный транспортник способен перевозить 440 десантников-парашютистов одновременно или 3 танка Т-90С. Не случайно Минобороны России заинтересовала возможность заполучить в дополнение к девяти исправным и стоящим на вооружении еще десяток таких самолетов, которые могут за пару часов перебросить на необходимое расстояние целый батальон. Достойной альтернативы этой машине нет и не предвидится. «Карликовый аналог», выпускаемый отечественной индустрией — Ил-76 имеет в 3,5 раза меньшую вместимость и грузоподъемность и при всем желании не заменит своего «большого брата».


Не стоит забывать и про КБ «Южное», специалисты которого обслуживают самое грозное оружие в истории человечества, — ракеты СС-18 «Сатана». Всего в производстве военной продукции для России задействованы 160 украинских предприятия, которые делают 200 готовых образцов техники и до 3000 наименований комплектующих. По оценкам Минэкономразвития, для того, чтобы все это производить в России, потребуется порядка 50 миллиардов рублей вложений в узкопрофильную военную индустриализацию.


И это далеко не все трудности, с которыми сталкивается ГПВ-2020. «Пробуксовывает» создание жизненно важного легкого истребителя поколения 4 Миг-35. По данным источников близких к ОКБ имени Микояна, закупки этой модификации Миг-29 «торпедирует» аффилированный с КБ Сухой глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Тревогу по этому поводу били инженеры МиГа, обращавшиеся с открытым письмом к Владимиру Путину. Профсоюз считает, что под крылом фирмы-конкурента их компания в один прекрасный момент прекратит существование. Возымело ли какой-нибудь эффект обращение или нет — доподлинно неизвестно. Тем не менее, в открытых источниках фигурирует информация о возможном заказе 100 самолетов Миг-35С для ВВС России. Пока, правда, не оплаченном и не утвержденном, в силу отсутствия истребителя на вооружении.


Чудовищными темпами, а именно по 20 лет, строятся бесшумные, но очень «сырые» подводные лодки проекта 677 «Лада», которые уже решили заменить на более простые и «кондовые» проекты 636.6 «Варшавянка», создаваемых на экспорт в страны соцлагеря и «банановые республики». Витает в воздухе необходимость строительства авианосца, как инструмента проекции силы. Корабль такого класса в российских условиях проектируется и строится десятки лет...


В это самое время генсек НАТО Андрес Фог Расмунссен говорит об открытии пяти новых военных баз на границе с Россией. Цель создания — быстрое развертывание и реагирование на любые поползновения самой большой страны земного шара. Это значит, что Североатлантический Альянс не исключает военного конфликта с армией одной седьмой части суши. Большинство экспертов полагают, что у России нет никаких шансов отразить угрозу Запада без применения ядерного оружия. Константин Сивков считает вооруженные силы способными решать лишь ограниченные задачи контингентом не более 100 тысяч человек. Локальный конфликт с полумиллионной группировкой окажется непосильным для Генштаба и экономики. Александр Храмчихин не видит в Кремле достаточной политической воли для успешного открытого действия в конфликтах более масштабных, чем грузино-осетинский.


Впрочем, последнее заявление было сделано незадолго до украинских событий 2013-2014 годов. При этом западные военные аналитики оценивают боевые возможности российской армии гораздо выше. Действия «зеленых человечков» в Крыму, по их мнению, войдут в учебники истории как очень эффективная спецоперация, а качество российской ПВО еще в 2012-м году не оставляло ни одного шанса силам НАТО для поддержки с воздуха наступательной операции сухопутных войск.


Удастся ли удержать шаткий военный паритет без помощи украинских конструкторов — вопрос дискуссионный. Однако кризис на юго-востоке соседней республики по-прежнему далек от завершения, и в политических раскладах Незалежной может произойти немало изменений, в том числе приятных для российской оборонки.



Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько.

Права на данный материал принадлежат Noteru.com
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.

Близкие по темам новости

25.03.2015 » Догнать и перегнать СССР (25)
02.12.2016 » Свой вместо чужих (21)
26.01.2015 » Жесткий стиль "исключительно оборонительной" доктрины (19)
27.09.2016 » 5 самых смертоносных ВМС, сухопутных сил и ВВС на планете (The National Interest, США) (18)
04.04.2016 » Российский ВПК: от автоматов до убийц спутников (18)
11.12.2012 » Россия готовится к войне? (18)
24.02.2015 » Америку пугают русскими ракетами (17)
25.12.2014 » Дмитрий Рогозин: "Вооружаем армию, чтобы не воевать" (17)
08.01.2013 » Военно-техническое сотрудничество России с Индией (17)
30.11.2010 » ВМФ готовится защищать российскую нефть (17)
15.02.2010 » Индийский рынок российской оборонки (17)
29.03.2017 » Россия против НАТО (iDNES.cz, Чехия) (16)
27.12.2016 » Трамп и Путин померились ракетами (16)
26.10.2016 » Холодная война 2.0: как Россия и Запад вновь обострили историческое противостояние (The Guardian, Великобритания) (16)
12.10.2016 » 10 типов смертоносного оружия, которые Россия и Америка применят в случае войны (The National Interest, США) (16)
2006-2018, nationalsafety.ru
при перепечатке материалов сайта ссылка на nationalsafety.ru обязательна